О свойствах воображения у детей учителя говорят очень редко. Это серьезный недостаток: без теоретических знаний о воображении и умения на практике воспринимать особенности его проявлений у ребенка невозможно формирование творчества в любом виде деятельности.
В характеристиках мышления, памяти и воображения анализ умственных действий и творчества, проявляющегося в процессе усвоения знаний, фактически отсутствует. Между тем знание именно этих сторон умственной деятельности — одно из условий выбора наиболее оптимальной для учеников данного возраста организации учебной деятельности с целью обеспечения их умственного развития. Учителю необходимо только знать современные теории умственного развития, являющиеся результатом исследований советских психологов, но и руководствоваться ими в процессе изучения и формирования личности учеников. Ученику необходимо постоянно совершенствоваться, изучать дополнительные предметы, например английский за рубежом.
Весьма часто учителя дают характеристику внимания младших школьников и подростков. При этом говорится о преобладании того или иного вида внимания. Младшие школьники и подростки часто не умеют распределить внимание или в достаточной мере его сосредоточить. Ученик может полностью погрузиться в деятельность, забыть обо всем остальном, а если и не забыть, то относиться к этому «постороннему» с недостаточным вниманием. Такая отвлекаемость внимания подростков доставляет учителю много забот и огорчений. С этим связана высокая чувствительность учителя к вниманию учащихся.
Знание возрастной психологии, периодов, наиболее благоприятных для развития определенных психических качеств (сензитивные периоды), основных задач воспитательной работы на каждом возрастном этапе, — важные условия понимания учащихся определенной возрастной группы и использования этих данных в учебно-воспитательной работе.