Проведенные эксперименты подтвердили педагогические наблюдения. Они показали, что при одинаковых условиях полета, заданных от опоры, сильно напряженное тело гимнаста при выполнении многократных сальто вращается быстрее, чем расслабленное. После отталкивания от опоры напряженное тело гимнаста поднимается на большую высоту, чем расслабленное. Поэтому умение управлять физическим состоянием своего тела является важным элементом гимнастической техники.
Большинство управляющих движений при выполнении маховых и толчковых гимнастических упражнений основано на так называемом стреч- рефлексе (от англ, to stretch — растягивать). Он выражается в том, что оптимальным сократительным эффектом обладают мышцы, предварительно растянутые до оптимально возбужденного состояния. Так, при выполнении управляющих действий типа замах-бросок, курбет и антикурбет активному сокращению мышц рабочей поверхности тела (передней или задней) всегда предшествует их оптимальное растягивание. Оно приводит к накоплению в мышцах энергии упругой деформации точно так, как при растягивании лука перед выстрелом или растягивании сетки при прыжках на батуте.
Тренерам и гимнастам необходимо знать, что слишком сильное или слабое, слишком продолжительное или, наоборот, короткое растягивание мышц, снижает эффективность их последующего сокращения. Отрицательно влияет и пауза между растягиванием и сокращением мышц.
Управляющие действия гимнаста внешне проявляются в сгибательно-разгибательных движениях в суставах или в фиксации их (в одном или нескольких суставах или позы в целом). При выполнении управляющих действий типа хлестообразных бросков или отталкиваний происходит изменение величин углов одновременно в нескольких суставах, включая межпозвоночные. Движения в этих последних, возникающие при сокращении мышц, окружающих позвоночный столб (прежде всего длинных мышц позвоночника), играют в технике чрезвычайно важную роль. Маловыраженные в каждом отдельном межпозвоночном суставе они вместе дают большой механический эффект.
При построении техники гимнастических упражнений целесообразно следовать принципу естественной простоты: чем меньше амплитуда суставных управляющих движений, тем лучше. При условии, что это не связано с ухудшением внешней картины движения и другими эстетическими или механическими эффектами.