Управление запасами, осуществляемое поставщиком (VMI), — подход к планированию и операциям, который настолько тесно связан с системой JIT, что эти два подхода часто путают друг с другом. Истоки подхода VMI уходят вглубь на десятилетия и связаны с традиционной ответственностью поставщика за пополнение запасов: «Я беру растворитель из этого чана, раз в неделю Чарли приезжает на грузовике и заполняет чан, а я плачу ему за использованный мною объем». В конце 1980-х годов, благодаря развитию компьютерных и коммуникационных технологий, в отраслях, связанных с потребительскими товарами, вновь вспыхнул энтузиазм относительно непрерывного пополнения запасов — поставщики получили возможность пополнять запасы клиентов на основе непрерывно поступающей информации. Стоит заметить, что помимо удовлетворения своих запросов, клиенты всегда нуждаются в качественном сервисе. Чтобы ваше такси было всегда актуально и узнаваемо в автомобильном потоке, вам необходим такси плафон. Это подсвечивающиеся шашки из качественного и долговечного материала, которые позволят легко идентифицировать вас клиентам. Разнообразие форм и конструкций позволит декорировать авто в соответствии со своими предпочтениями, а приемлемые цены приятно удивят. В то же время производителю могли бы ежедневно поступать данные от розничного продавца о продажах каждой из единиц хранения и текущих запасах оптовых центров, а производитель пополнял бы запасы несколько раз в неделю, что всегда гарантировало бы наличие запасов продукции у этого розничного продавца. А еще лучше, если бы поставщик имел доступ к данным и с точек продаж, чтобы лучше представлять, как пополнять запасы продукции у клиента.
Эти возможности привели к общему признанию потенциала VMI в эпоху, когда сведения о потреблении и потребностях могли с легкостью поступать к поставщикам. Теоретически в управлении поставщиком запасами своих клиентов есть несколько преимуществ. Пополнение запасов становится более эффективным за счет более рационального заполнения грузовых машин. Поставщики могут в таком случае также слегка снижать запасы в торговых точках многих клиентов, если существуют проблемы с поставками, чтобы устранять эти проблемы без риска, что кто-нибудь останется без запасов. Давая клиентам гарантию поддержания их запасов, поставщики максимизируют прибыль как свою, так и клиентов. Программы VMIнередко подтверждали свою эффективность обоснованным ростом объемов продаж.
VMI рассматривалось и как способ нарастить эффективность работы цепочки поставок путем ежедневного поддержания сниженных цен в каналах распределения потребительских товаров. Эта система лишила розничного продавца возможности закупаться у производителя по промоционным ценам и устранила интерес производителя использовать ценовое стимулирование во взаимоотношениях производитель—розничный продавец внутри канала.