Для выставки в Москве отобрали 170 произведений художника, главным образом, работы в области моды, — отмечал Джанни Чинья. — Этой теме посвящены около ста этюдов и эскизов. Думается, что это — наиболее полная панорама футуристской моды из всех коллекций, которыми пока располагает история искусств. Чтобы зритель открыл для себя историю европейского авангарда (через Белый зал ГМИИ имени Пушкина прошли за дни выставки двести тысяч человек) мысленно и наглядно перебросим «мостики» в сегодняшнюю и завтрашнюю жизнь. Мы демонстрируем подлинные документы — рукопись «Футуристского манифеста антинейтральной одежды» (1913—1914), первые наброски футуристских одеяний и тканей (1913-1914), разработки одежды и аксессуаров (костюмы, обувь, галстуки, сумочки, кофты, вышивки, аппликации — не этим ли славен и богат сегодня Дом моды «Лаура Бьяджотти»?), а также готовые изделия, выполненные в период с 1914 по 1930 годы. Узнав о трагической смерти В. В. Маяковского, Балла посвятил поэту и далекому другу серию рисунков, которые не вошли в коллекцию (они были куплены американскими и германскими бизнесменами).
На улице жарко? Отличным выбором будет панама двухсторонняя летняя. Она не только защитит от палящего солнца, но и послужит отличным дополнением к выбранному образу и подчеркнет ваш стиль в одежде.
— Особая историческая нагрузка возлагается на раздел выставки, состоящий всего из 28 экспонатов и посвященный футуристскому прикладному искусству — гобелены, ковры, абажуры, светильники, керамика, — продолжал Чинья. — Все это необходимо, по- моему, для лучшего переосмысливания процессов, происходящих в сегодняшнем искусстве и моде, в дизайне, на примере воссоздания прошлого, духа художественного авангарда в период перехода от традиционной эстетики, столь развитой в России и часто обращавшейся к рассмотрению особенностей, частностей собственно произведений искусства, — к новой эс гетике, новому художественному пространству, которое включает в себя также дизайн во всех его аспектах.
Еще в 1915 году Джакомо Балла создал свой «Манифест футуристского переустройства Вселенной», которым пытался провозгласить в духе художественного авангарда этот переход от традиционной эстетики (в ней он видел художественную, эмоциональнопсихологическую, «массово-общественную» и философскую ограниченность) к новому восприятию современной эстетики, ориентированной в будущее, эстетики, включающей как деталь, предмет произведения искусства. Разве не подобный подход применяют в своем творчестве (зная или не зная о Джакомо Балла) многие художники, стилисты, мастера прикладного искусства, дизайнеры, режиссеры и тонкие актеры?
— И, наконец, 17 картин и 24 рисунка Балла — художника, живописца, от ранних префутуристских до поздних постфутуристских полотен, почти неизвестных и недооцененных критиками. «Изгородь виллы Боргезе», «Женщина на вилле Боргезе» (1906), произведения дивизионистского периода — переход от префутуризма к футуризму — «Портрет Льва Толстого» (1911), — говорит Чинья. — Особую оценку этой работе дала специалист в области живописи правнучка писателя Кристина Толстая, живущая в Риме вместе с матерью Татьяной Михайловной — той самой Танечкой, которую держал на коленях великий Лев Николаевич (в 1996 году в архиве Толстых в Риме обнаружены новые документы и фотографии писателя и мыслителя).